ООО на УСН, при приобретении товара или др. у компании на общем режиме с НДС, включает входящий НДС, предъявленный компанией-поставщиком, работающей на общем режиме с НДС, в затраты товара или чего-то другого (продукции, работ, услуг). В то же время, когда покупатель на обычном режиме приобретает товар или др. у продавца на УСН, то такой продавец на УСН не предъявляется НДС, и вся стоимость приобретаемого такого товара относится покупателем на затраты. То есть цена реализации товара или чего-то другого (продукции, работ, услуг) у компании-покупателя увеличивается на сумму НДС, который принят в затраты при приобретении товара у поставщика, работающего на УСН. И такой товар компании-покупателя при ценовой конкуренции имеет меньший запас возможности снижения цены до уровня нулевой рентабельности и проигрывает и более дорогой по сравнению с аналогичными товарами других компаний, которые в свою очередь закупили товары у обычных плательщиков НДС, и поэтому при реализации товара с НДС такие конкуренты могут взять НДС к зачету, и а не брать НДС из предыдущего звена цепочки при закупке у «упрощенцев» в себестоимость, и, соответственно, их затраты будут ниже.
Величина такого дополнительного убытка, или дополнительного фактора «проигрыша» в конкурентной борьбе по цене будет зависеть от уровня маржинальной рентабельности (или добавления стоимости) у компании-покупателя при дальнейшей перепродаже товара, или сколько наценки в относительном исчислении компания-покупатель добавляет к стоимости приобретенного для перепродажи товара.
Возьмем те же компании, что и в условии примера А. Но в этом примере будем сравнивать результаты сделок в таких двух случаях, когда компания «Гвоздика» в первом случае реализует свой товар со сравнительно большой наценкой, и во втором случае со сравнительно низкой наценкой. Величина наценки напрямую влияет на рентабельность перепродажи (таблица Б).
Компания «Гвоздика» закупает товар у компании-неплательщика НДС и перепродает его со сравнительно большой наценкой. Цена продажи товара увеличивается на 53р. (= 737р. – 684р.), что дает относительно небольшую рентабельность, около 7% от цены (= 53р. / 737р. х 100%). Сумма НДС к уплате увеличивается на 9р. (= 123р. – 60р. – 54р.), и это увеличение в относительном выражении составляет опять 7% от суммы НДС (= 9р. / 123р. х 100%).
Если компания «Гвоздика» перепродает товар со сравнительно маленькой наценкой, то, казалось бы, показатели будут такие же: реализационная цена вырастет на 53р. (= 437р. – 384р.), а НДС увеличится на 9р. (= 73р. – 10р. – 54р.). Но в относительном отношении потери компании «Гвоздика» будут уже 12% (= 53р. / 437р. х 100% и соответственно = 9р. / 73р. х 100%).
Таким образом, чем больше доля наценки на товар или что-то другое в цене, тем относительно меньше теряет компания-покупатель товара или чего-то другого от компании на УСН. При большой марже в цене товара и др. (работ, услуг) многие заказчики и покупатели могут не посмотреть на маленькие потери, простить такой факт своему поставщику на УСН, если при покупке товара или чего-то еще (работ, услуг) компания-покупатель заинтересована в каких-то более важных моментах, которые дает ей компания-поставщик.
Влияние доли ДС на решение покупателей о работе с теми компаниями, которые не предъявляют и не платят НДС – фактор важный, но не единственный и последний, который нужно учитывать при приобретении товара у компании на УСН.